Вторник
18.12.2018
05:01
Форма входа
Категории раздела
Личный опыт и чудесные места [4]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Йога прозрения

Каталог статей

Главная » Статьи » Личный опыт и чудесные места

Взглянуть на небо как бы в первый раз
       
Храм действительно оказался великолепным. Но увиденное не то что потрясло меня (много красивых церквей видела и раньше), в тот день произошло нечто более важное. Не глаза мои открылись от восхищения: «Вот это да!», а – сердце. Конечно, церковь в Пархомовке не похожа на православную. Скорее, это просто храм Веры – единой Веры. Ни вражды, ни высокомерного презрения к чужим святыням - мирное взаимодействие христианства, язычества, буддизма... Наверное, храм в Пархомовке представляет собой модель мира будущего, мира, где интерес и уважение к другим религиям и к своей древней культуре не карается, а благословляется. После поездки я загорелась желанием узнать как можно больше о Человеке, рисовавшем Христа для такого храма. С тех пор живу с ощущением, будто прикоснулась к священной тайне.
 
         Великий русский друг Индии
                                                 «Прошу взглянуть на небо как бы в первый раз.                   
                                                 Прошу ужаснуться сору городов как бы в первый раз.
                                              Прошу помыслить о Христе и Будде как бы в первый раз.
                                            Прошу посмотреть на себя как бы в первый раз».
                                                                     Николай Константинович Рерих (1874 -1947)
         Путь Николая Рериха настолько насыщен событиями, что было бы бессмысленным кратко пересказывать тщательно составленную исследователями биографию, тем более что ее без труда можно отыскать в Интернете. Упомяну только некоторые факты, знание которых важно для понимания творений и мыслей этого Человека, чей многогранный талант сопоставим разве что с величайшими гениями эпохи Возрождения.
         В переводе со скандинавского Рерих означает - богатый славой. Согласно семейному преданию род Рерихов возник во времена викингов, один из старейших его представителей в XIII веке возглавлял рыцарский орден Тамплиеров. Говорят, живший вместе с семьей Николая Рериха дедушка обладал уникальной коллекцией масонских символов. Рерих с 19-ти лет и до конца жизни рисовал Христа. В одном из своих писем он говорит: «В своих картинах я не стремился следовать историческим канонам, но стремился показать Христа человеком». Рериховского Христа в Украине можно увидеть не только в пархомовской церкви, но и в Почаевской Лавре - мозаика южного портала Троицкого собора (правда, в там же, в Почаевской Лавре, в списке грехов, подлежащих раскаянию и исповеди, значится чтение и хранение книг Рериха). Одновременно с церковной живописью Николай Константинович страстно работает над картинами на тему Древней Руси.   
          Поглощенный историей дохристианской (т.е. языческой) культуры Рерих изучает древние летописи, вступает в Археологическое общество, путешествует по древним городам России и Украины. Не исключено, что именно знакомство с находками трипольской культуры и подтолкнуло Рериха к главной идее его жизни - идее о существовании некогда единого источника культуры человечества. По мнению Рериха, истоки славянской культуры нужно искать в Индии. И в 20-30-х годах он вместе с семьей совершает две большие экспедиции по Центральной и Восточной Азии. В этих путешествиях Рерих делает целый ряд географических и археологических открытий, а самое главное - находит редчайшие древние манускрипты, знакомится с индийскими мудрецами. Более всего его волнуют доказательства преемственности народных традиций, сходство их преданий, ритуалов и обычаев. Он все больше утверждается в мысли, что восточная и славянская культуры связаны в единое целое.
           В поездках он непрерывно занимается творчеством: пишет книги ("Сердце Азии", "Алтай-Гималаи"), создает несколько сотен картин (в том числе серию полотен "Майтрейя", посвященную грядущему Будде). Рерих повсюду путешествует с женой Еленой - своей «Вдохновительницей», «Другиней», «Ладой» (позже о своих произведениях он скажет, что они должны бы носить два имени – женской и мужское). По ходу путешествия Рерихи собирают рассказы-притчи народов Азии о Великих Учителях. Они с радостным удивлением обнаруживают, что в Индии и Центральной Азии необычайно распространены легенды о пребывании в этих местах Христа во время его долговременного отсутствия, указанного в Писаниях. Это буддийские и мусульманские легенды, согласно которым Христос в юные годы прибыл с купеческим караваном в Индию и продолжал изучать мудрость в Гималаях, а также учил, исцелял и проповедовал перед своим уходом в Палестину. (Часть этих сказаний вошла в книги Елены Рерих «Криптограммы Востока» и «Надземное».)
           Жить Рерихи остаются в долине Кулу, в Западных Гималаях, там же Рерих основывает Институт Гималайских исследований «Урусвати» (что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды»). «Николай Константинович всегда думал, что, в конце концов, главная задача жизни — это самоусовершенствование, - пишет сын Рериха, Святослав. - Искусство или какие-либо другие творческие достижения могут быть очень большими, но в центре внимания всего остается жизнь самого человека, его личность… Он хотел подняться над тем, кем он был, и закончить свою жизнь более совершенным человеком. И в этом он преуспел».
           Умер Николай Рерих в 1947 г. в местечке Нагар (долина Кулу, штат Пенджаб, Индия). Там, на месте погребального костра, был установлен камень с надписью: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха – великого русского друга Индии. Да будет мир». Творческое наследие Рериха огромно – более семи тысяч картин, рассеянных по всему свету, бесчисленные литературные произведения...
           Так называемый Пакт Рериха (предложенное им соглашение об охране культурных ценностей во время войн и гражданских междоусобиц) стал основой Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. И еще... Благодаря Рерихам обрела материальную форму (была записана и опубликована) научно-философская система - Агни Йога или Живая этика - то самое учение, что сегодня запрещено православной церковью. Книги по Живой этике родились из записей бесед семьи Рерихов (в основном их вела Елена Ивановна) с индийскими провидцами. Подавляющий объем посланий исходил от Махатмы Мории, которого Рерихи считали своим Духовным Учителем.
 
           Живое учение
                              «Есть Дух милосердия, правды, свободы - это Дух Святый, Дух Христов.
                               И есть дух ненависти, лжи, насилия - это дух Диавола.
                               По этим признакам разделяется все в нашем мире:
                               это и есть настоящая граница Церкви Христовой.
                               Граница, которая проходит как между людьми,
                               так и «внутри» каждого человека».
                                                                                 Священник Сергий Желудков
           Проникнуться учением Рерихов или же откреститься от него, как от греховного, каждый решает сам для себя. Но хотелось бы, чтобы это решение было продиктовано не предписанием со стороны, не требованием цензора, а внутренним голосом. Читая Рерихов, понимаешь – почему собственно против их книг развернута религиозная война. Рерихи иронизируют по поводу монополии православной церкви, как отдельной конфессии, на спасение душ человеческих. По их мнению, Христос живет в сердце каждого человека доброй воли независимо от его верования, нигде в Евангелии нет слов, которыми Христос осудил бы иноверца. «Тех, кто могут считать своим Учителем Христа, будем приветствовать так же, как и других, следующих за Конфуцием, Буддою, Кришною, Зороастром, Майтрейей, - пишет Елена Рерих. - …ибо, истинно, все великие Заветы исходят из Единого Источника».
          К сожалению, объединяющей идеей и фактической первоосновой доктрин церковных институтов зачастую становится не утверждение о существовании Бога, а утверждение о существовании неверных. Елена Рерих пишет: «…нет Христа там, где проявлена хотя бы тень нетерпимости…» и «История всех народов полна кровавых и отвратительных страниц. Сколько крови пролито за каждое новое строительство, за каждое Новое Учение или Религию! Вот почему так необходимо человечеству спешно усвоить два великих понятия - Терпимость и Сотрудничество».
         По мнению Рерихов, нужна не показная религиозность, а осознание духовного начала. Рерихи осуждали отпущение грехов на исповеди, особенно платное, считая эту процедуру самым тяжким грехом церкви. Еще они считали, что крещение должно совершаться в том возрасте, когда человек уже в состоянии сознательно и добровольно избрать конфессиональный образ жизни. Но, пожалуй, самое крамольное с точки зрения официальной религии в их учении - утверждение о том, что законы кармы и перевоплощения (реинкарнации) были неотъемлемой чертой раннего христианского мировоззрения (закон перевоплощения «отменили» в IV веке на Пятом Вселенском Соборе).
         Живая Этика учит духовному совершенствованию, рассказывает о нашем месте в Мироздании и взаимодействии с Высшими мирами, о правилах поведения среди себе подобных. Но при этом Агни-йога не является религией. (Подробнее о различиях и сходстве между церковным вероучением и учением Рерихов можно прочесть в статье Татьяны Книжник «Елена Рерих и христианство».)
 
         Пархомовское чудо
 
         История основания в крохотном украинском селе храма, способного украсить собой любую европейскую столицу, началась на рубеже 19 и 20 веков. Жил-был в Петербурге просвещенный и преуспевающий предприниматель - Виктор Федорович Голубев. Говорят, свое огромное состояние он заработал, развивая черную металлургию в Екатеринославской губернии. Голубев занимался еще и строительством железных дорог. Он пользовался безграничным авторитетом и в деловых кругах, и в среде интеллектуалов, и у простого люда, будучи не только умным предпринимателем, но и известным меценатом, талантливым литератором.
          Виктор Голубев свободно владел несколькими языками, часто бывал в разных странах Европы. Но, судя по историческим фактам, петербургского магната невероятным образом влекла далекая от цивилизации и культуры провинция – пархомовская земля. Во всяком случае, Голубев счел необходимым при удобном случае выкупить ее у польского помещика. То, как стала меняться Пархомовка под управлением Голубева, было едва ли не чудом. Устроенное новым владельцем хозяйство получило в Российской империи статус образцового и заповедного.
          Здесь выращивали редкие плодовые деревья, собирали небывалые урожаи, выводили породистых и рабочих лошадей. Для крестьян Голубев построил больницу, амбулаторию с акушерским отделением, а также, читальню, две школы и чайную с музыкальным полифоном. Дабы оставить людям о себе добрую память Виктор Голубев собирался организовать в селе еще и заводик или фабрику. Но друзья надоумили его сначала возвести церковь… Голубев согласился, но не успел осуществить задуманное лично. В 1903 году он умер в Риме. Как ни удивительно, но похоронить себя Виктор Федорович завещал именно в Пархомовке, что и было исполнено. В том же 1903 году над склепом отца сыновья Голубева Виктор и Лев начали возводить церковь. Но почему же она получилась столь необычной? Дело в том, что Виктор Викторович, которому Пархомовка перешла в наследство, был человеком отличного образования и разносторонних интересов: изучал естественно-математические науки, историю искусства, археологию, филологию, коллекционировал персидскую и индийскую миниатюру, китайскую, русскую и западноевропейскую живопись.
         Однажды его художественное собрание привлекло внимание начинающего тогда художника Николая Рериха, вскоре выяснилось, что у живописца и коллекционера много общего, и более всего обоих волнует тема преемственности культуры Древней Руси и Индии. Это единство взглядов и вылилось в результате в сотворчество при возведении церкви. Архитектору храма Владимиру Покровскому были близки те же идеалы, он мечтал построить церковь, которую можно было бы считать моделью мироздания, символом религиозного единства человечества. Итак, большой храм (на две тысячи прихожан) в честь и память Покрова пресвятой Богородицы и великого мученика Виктора был сооружен 1906 году. Всем своим видом он отражал идею синтеза искусства и философии, утверждения космических идеалов Красоты, Вечности и Беспредельности Бытия. Храм намного опередил свое время не только в идейном, а и в техническом отношении. В строительстве его были использованы мрамор, гранит, кованая сталь, шифер, дерево, керамика и столь современный материал, как железобетон. Угол наклона хоров рассчитан таким образом, что при пении звук словно течет и голос солиста слышен даже в соседних селах (!). Говорят, по качеству акустики пархомовский храм и сегодня занимает первое место в Европе. Центральный вход украшает мозаичное панно.
Вообще, Рерих разработал 13 эскизов для пархомовской церкви, но почти все они были забракованы священнослужителями, посчитавшими, что, художник извратил изображение ангельского мира. Воплощены в жизнь только две рериховские работы: «Покров Богоматери» (самая большая мозаика в Российской Империи, ее размер - 4 х 6 м) и «Спас Нерукотворный». Обе поражают воображение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
При взгляде на «Спас» можно наблюдать странный эффект – когда солнце светит прямо на Иисуса, кажется, будто он плачет. Человеку с живым воображением, легко представить себе страшные картины событий начала двадцатого века, накануне которых был построен храм, на Лике Христа - следы обстрела… поэтому при более вдумчивом взгляде слезы наворачиваются и на глаза зрителя.
          Официальная церковь с самого начала противилась принимать странный храм с языческой символикой в свое лоно. А спустя несколько лет на территории Российской империи начались известные своим драматизмом события. Гроб Виктора Голубева большевики вытащили из часовенки, и прах его, по-видимому, во имя социальной справедливости и новой веры выбросили. Жители села тайком (чем они рисковали при этом – уму непостижимо!) собрали останки Виктора Федоровича и перезахоронили на сельском погосте (в 1994 году памятник Виктору Федоровичу Голубеву, созданный самодеятельным скульптором Иваном Зоренко, благодарные пархомовцы установили рядом с храмом, у подножия его – так трогательно - живые цветы).
          Саму же пархомовскую церквь и обстреливали, и пытались сжечь. Но храм устоял. Позднее столь добротное сооружение решили использовать в хозяйственных нуждах. Как рассказывает отец Василий, сегодняшний священник храма, церковь успела побывать и клубом, и хранилищем зерна, и складом автозапчастей, удобрений и даже - ядохимикатов. В 60-е годы сюда загоняли на ночлег овец. Только в 1979 году храм получил статус памятника архитектуры. А в 1987-ом на фестиваль Индии в СССР в качестве почетного гостя был приглашен сын Николая Рериха – Святослав Николаевич. С ним встретились несколько энтузиастов реконструкции Пархомовской святыни. При встрече с Раисой Горбачевой Святослав Рерих упомянул: приятно, мол, удивлен тем, что отцовские мозаики в Пархомовке сохранились. В ответ Раиса Максимовна якобы воскликнула: «Святослав Николаевич, давайте поедем в Пархомовку!». В общем, на следующий день в ЦК Компартии Украины прозвенел звонок: «Готовьтесь к приезду Горбачевой и Рериха». Реставрация началась молниеносно, сделали многое (привели в порядок купола, установили кресты), была даже заасфальтирована дорога в самой Пархомовке. Но Рерих приехать не смог. Когда же стало известно, что визит высокого гостя не состоится, реставрацию прекратили. И после этого никаких восстановительных работ уже не велось.
          
Нынче пархомовский храм - действующий, он освящен Киевским патриархатом. «Благодарим бога, что храм вернулся к духовной жизни, - говорит отец Василий. – Здесь совершаются таинства крещения, миропомазания, брака, ведутся богослужения. Но физически он продолжает разрушаться. От домика священника, бывшего в свое время и сельским советом, и общежитием, и бухгалтерией, теперь остались одни стены. Как памятник архитектуры, храм должен бы получать средства на восстановление из государственного бюджета. Но… Со времен Горбачева никакого финансирования не было. Работы ведутся силами прихожан и меценатов. 6 лет назад в покраске храма помог Борщаговский фармацевтический завод… Сейчас нужно было бы заняться полами, да и стены трещат, что вообще грозит храму разрушением». По некоторым оценкам, на восстановление церкви требуется, как минимум 800 тысяч гривен. Из них 200 тысяч — на реставрацию находящейся в весьма плачевном состоянии мозаики рериховского «Спаса».
 
                                                                                      Текст Лариса Шайгородская, 
                                                                                      фото Виктор Шайгородский 
Категория: Личный опыт и чудесные места | Добавил: kiparis (05.06.2009)
Просмотров: 1044 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 1
1 Joshua  
IMHO you've got the right ansrew!

Имя *:
Email *:
Код *: