Аркаим исторический
Укрепленное поселение Аркаим (возможно, от тюрк. "арка" - "хребет", "спина", "основа") находится в Челябинской области у восточных склонов Уральских гор в продолговатой, окруженной холмами долине, между руслами степных рек: Большой Караганки и Утяганки. Время не засыпало остатки древнего городища песком (как это произошло с египетским сфинксом), степь нарастила на поселении всего лишь 4 см земли. Почему же оно так долго оставалось незамеченным?
Вероятно, слишком уж безукоризненно правильной казалась его геометрия - скорее уж, предположить секретный объект, чем план древнего поселения. В общем, до археологов информация о странных кругах в уральской сепии почему-то не доходила до тех пор, пока в 1987 году аграрии не предложили устроить в аркаимской долине водохранилище. К счастью, для такого рода проектов формальной необходимостью являлось заключение археологов, мол, ничего ценного на территории нет. Археологи прибыли на место и… не поверили глазам, перед ними лежали нетронутыми остатки цивилизации бронзового века. Хозяйственники уже начинали возводить дамбу, уже просчитывали будущие выгоды стройки, и тут – на тебе: какое-то там древнее поселение!.. Археологи и сочувствующая интеллигенция буквально вырывали Аркаим «из когтей» Агропрома. К счастью, эпопея пришлась на период перестройки. В итоге народное хозяйство обошлось без водохранилища, зато история получила свидетельство существования в III-II тыс. до н.э. на территории диких (как преподавалось в школе) славянских племен удивительно разумно и тонко устроенной общности.
Кем были аркаимцы?
Ученые сходятся во мнении, что это были древние арии, потомки которых в последствии заняли огромные просторы степей-лесостепей от Украины до северного Китая. До открытия Аркаима вопрос о происхождения индоевропейских народов оставался открытым. В распоряжении ученых были только два древнейших письменных документа о возникновении культур индоевропейцев: «Ригведа» и «Авеста». Открытие Аркаима позволило провести сопоставления археологических изысканий с данными языкознания, совпадения оказались поразительными. «Жесткие» факты археологии пересеклись с живым языком божественных гимнов, что позволило предположить: сюжеты «Авесты» и «Ригведы» были рождены и устно зафиксированы именно в Аркаиме; именно из Аркаима идут общие древние корни современных славян, тюрков и угорцев. Существует также небезосновательная версия, что Аркаим - родина легендарного пророка Заратуштры.
«Страна городов»
В непосредственной близости к Аркаиму найдены остатки многочисленных поселений той же эпохи. Цивилизация Урало-Тобольского междуречья (350 км с севера на юг и 150 км с запада на восток), получила название - «Страна городов». В пределах «Страны городов» насчитывается 21 городище с характерно правильной (круглой или прямоугольной) планировкой. «Городская» численность - от 2,5 до 4 тысяч человек. Среди других подобных поселений Аркаим считается эталонным, потому что лучше всего сохранился и наиболее полно исследован. Накопленный опыт аркаимцы воплощали не в письменах, а в архитектурных сооружениях. Перед нами так называемый «бесписьменный» вариант развития цивилизации. Информацию здесь несет сама геометрия «городов».
Градостроительство
Городище Аркаим имеет круглую форму - диаметр 150 м., площадь 20 тыс. кв. м. Но любители зрелищных экскурсий будут разочарованы – ни древних колонн, ни каменных развалин… Аркаим сегодня - это всего лишь круглая площадка, заросшая травой разного цвета, разноцветность эта и создает узор магических кругов при аэрофотосъемке (сверху Аркаим кажется отпечатком ракушки в морском камне, цветком или плывущим в вечности гигантским скатом). Только по этим фотографиям да по макетам-реконструкциям и можно судить о том, каким был «город».
3-4 тысячелетия назад Аркаим представлял собой два кольца оборонительных сооружений и жилищ. В центре «города» находилась прямоугольная площадь, здесь жители собирались для обсуждения проблем и проведения ритуалов. Вероятно, зрители сидели по кругу на крышах домов, и «город», таким образом, превращался в огромный амфитеатр. В Аркаиме было 66-67 жилищ площадью от 110 до 180 кв.м. Дома пристраивались вплотную друг к другу и имели общие длинные стены. Жилища внутреннего и внешнего кругов не имели отличий, типовой проект таков: дворик, тамбур, спальня, общая комната с колодцем, ямой-погребом, металлургической печью (в каждом доме!), печью общего назначения, камином и лестницей на кровлю.
Фортификация
Аркаимцы сумели неплохо защитить свой мир от возможных внешних врагов. Фортификация городища была монументальной и сложной. Толщина главных стен по основанию - 5 м, толщина дополнительных стен и стен цитадели – 2-3 м. Перед оборонительной стеной проходил ров глубиной 2-3 м и шириной 4-6 м. Внутренне кольцо оборонительных сооружений имело диаметр 85 м, внешнее - 145 м. Кроме того, во внешнем круге Аркаима хорошо выделяются четыре радиальные стены. Они делят внешнее кольцо на 4 сектора и соответствуют 4-м входам в город. Входы ориентированы по сторонам света, главный - обращен на запад, остальные три - представляли собой ловушки для чужаков - лабиринты длиной до 20 м.
Захоронения
«Город мертвых» найден на некотором удалении от поселения, за рекой. Некрополи аркаимцев тоже довольно необычны: архитектурно сложные – многоярусные, они порой несут еще и загадочный социальный подтекст. Неизвестно, к примеру, что стоит за парными погребениями, в которых намеренно подчеркнут высокий статус женщины? И особенно «мучают» ученых попытки объяснить смысл погребений в «позе объятий» (он и она, обнявшись, - навеки вместе! – интересно, что бы это значило?).
Астрономия
Более всего удивляют выводы экспертов археоастрономии (науки, изучающей астрономическое содержание памятников древности). Аркаимцы не только имели глубочайшие познания в астрономии, но и вели постоянные наблюдения, столь сложные, что практическое значение их не объяснишь одной только необходимостью ведения календаря.
В сущности, Аркаим можно назвать обсерваторией, эдаким древним НИИ. Здесь было выявлено довольно много точек, которые, вероятно, использовались в проведении пригоризонтных наблюдений за небесными телами. Вот примеры, которые приводит исследователь Аркаима Дмитрий Геннадьевич Зданович: «Юго-западная башня на внутренней стене городища соответствует восходу «высокой» Луны, Северная башня – ее заходу». Есть в плане городища объекты, отмечающие восход Солнца в дни равноденствий и солнцестояний. Фактически вся планировка «города», как и особенности окружающего природного ландшафта (скажем, вершины сопок) имеют некий астрономический подтекст.
Понятно, что все это предполагает немыслимо высокую степень квалификации проектировщиков и зодчих. Столь изумительно точная ориентация «города» по азимутам важных астрономических событий возможна только при тщательной проектной подготовке единой концепции сооружения. Жилища в Аркаиме не пристраивались по мере роста численности населения, «город» был воплощен и оставался таким, каким задумывался его создателями, каким был изначально ими просчитан. К сожалению, прибывшему в раскаленную степь туристу всего этого не увидеть. Мало того, что аркаимцы строили поселение из дерева, так, уходя, они еще и сожгли его!
Кстати, точно такое же обращение с городищами свойственно, как известно, возникшей несколько позже культуре триполья. Причем существует версия, что трипольцы сжигали свои поселения тогда, когда в обществе начинало проявляться имущественное расслоение. Какие-либо следы экономического неравенства отсутствуют и в Аркаиме.
Экономика
На территории «Страны городов» обнаружены предметы, свидетельствующие о развитии металлургии бронзы в эпоху Аркаима: ножи, топоры и даже остатки двухколесных боевых колесниц, вероятно, - древнейших в мире. Изобретение колесницы обеспечило военные успехи аркаимцев и их способность к миграции. Они разводили лошадей, вели торговлю, экспортируя металл и изделия из него.
Крупные рудники разрабатывались нескольким центрами одновременно. Только в одном руднике «Воровская яма», по научным данным, за 2-3 столетия было добыто руды для выплавки 10 тонн меди. Помимо металлургии основу экономики «Страны городов» составляло природное скотоводство и земледелие огородного типа.
Антропологические материалы фиксируют, что аркаимцы хорошо питались и имели отменное здоровье. Архитектура, строительство и ремонт городских сооружений, водоснабжение, горное дело, металлургия, изготовление колесниц, выезд лошадей – все это требовало специализации целых групп населения. Такая экономика позволяла получать значительный прибавочный продукт, который вкладывался в строительство фортификационных систем, плотин, водотоков, в храмово-погребальные сооружения и культовую деятельность.
Экономика Аркаима зиждилась на философии обустройства общества, в ней отсутствовала агрессивная установка на индивидуальное обогащение. Видимо, нашим предкам удавалось поддерживать гармонию между ценностями общественной системы и сущностными потребностям человеческой личности, гармонию, утраченную современной цивилизацией.
Культура
Ученые считают, что духовная жизнь Аркаима строилась на трех основополагающих культах: Культ Огня, культ Солнца и культ Героя. Это – так называемая индоиранская религиозная система. Именно в ней начиналось формирование догматических и культовых основ религии зороастризма. Зороастризм – вероятно, древнейшая из ныне существующих религий. В современном мире число ее последователей невелико, однако тысячелетия назад зороастризм оказал, несомненно, огромное влияние на религиозные представления господствующих ныне христианства, иудаизма, ислама и буддизма.
Отношения с природой (будь то звезды, сопки, реки, рудники…) аркаимцы выстраивали не по принципу «Я» и некое неодушевленное «Оно», как в современной культуре, а по принципу «Я – Ты». Уважительное и целостное восприятие мира создавало гармонию Человека и Природы. Не правда ли, какой контраст с современностью, где потребительский взгляд на «окружающую среду» порождает одну за другой экологические катастрофы! «Вероятно, наша цивилизация не самая лучшая из тех возможных, что намечала история. Были и другие пути.
Аркаим будит наше воображение. Он предлагает обратиться к альтернативным путям исторического развития, заставляет посмотреть из глубины веков на достижения и промахи человеческого мира и возможно, внести в него необходимые коррективы» - заключает первооткрыватель Аркаима, генеральный директор заповедника Геннадий Зданович.
Аркаим эзотерический
Неизбежное легкое разочарование после экскурсии на городище (как же так? – ничего не видно ведь) сменяется радостным удивлением перед особой завораживающей атмосферой палаточного лагеря. Точно об Аркаиме писал Гете: «Не всегда необходимо, чтобы истинное телесно воплотилось; достаточно уже, если его дух веет окрест и производит согласие, если оно, как колокольный звон, с важной дружественностью колышется в воздухе». Как описать то, что «колышется в воздухе» Аркаима? В двух словах: там просто хорошо.
Главные события дня – восход и заход Солнца. В полпятого утра на гору Шаманку (которая является, на самом деле, вершиной палеовулкана «Огненного») сходятся улыбающиеся, приветствующие друг друга люди, садятся или встают хороводом вкруг и ждут, пока в короне лучей над землей не выплывет великолепное Светило. Здесь у каждой горы несколько имен. Шаманка (она же Лысая гора) считается еще и горой Желания, прямо под ней гора Покаяния, именно с нее и начинается восхождение: паломники сначала мысленно каются и прощают сами, проходя 12 сложенных из камней кругов по спирали к центру и обратно. Потом – подобные же действия, но уже с загадыванием желания, совершают на Шаманке. На горе Любви (она же Воронья или Грачиная) по каменным лабиринтам бродят влюбленные. Кстати, на склонах и вершинах гор Шаманки и Грачиной обнаружены следы культовой деятельности (кострища и выкладки в виде свастики), относящиеся к периоду существования Аркаима.
Но основной по значимости в ритуальной деятельности паломников считается Черкасинская сопка, называемая горой Разума. Путь к ней жутко утомителен (8-10 км), однако усилия воспринимаются, как осознанная необходимость, ведь считается, что на этой горе человек может вступить в контакт с космическими силами, поэтому легкого пути быть и не должно. В общем, гостей Аркаима трудности нисколько не пугают… При обсуждении плана музеефикации Аркаима скептики неоднократно говорили о нереальности организации сюда, в «глухую» зауральскую степь, турмашрутов – слишком далеко от городских центров и железных дорог. И надо же - не смотря на эту удаленность и вопреки ей тысячи людей от ранней весны и до заснеженной осени приезжают и даже приходят на Аркаим пешком (по официальным данным Музей-заповедник посещает свыше 25 тысяч человек в год и не менее 40% из них приводит на Аркаим духовный поиск).
Палатки, вагончики, туалеты, душ, столовая, магазины… Все аккуратно и недорого (а то и вовсе бесплатно). Экскурсии, семинары, интересные люди, костры и песни под гитару – рай для любителей «дикого» туризма. От беспощадной летней жары людей спасает чистая и холодная вода Караганки. Купание в ней также считается особым духовным ритуалом - очистительным омовением. После заката почти ежедневно на Аркаиме можно увидеть танцевальное огненное шоу или же поучаствовать в хороводах у костра, попрыгать через огонь, походить по углям под звуки шаманского бубна. Культ Огня, существовавший у аркаимцев, популярен, естественно, и у неоязычников.
Вообще, все фиксируемые формы современной культовой деятельности на Аркаиме – коллективные моления, сооружение сакральных каменных насыпей и лабиринтов, привязывание к ветвям ленточек, совершение символических жертвоприношений (монет, колец т.д.) – не новы, прямые аналоги всего этого существовали в ритуальной практике древних. По ироничному замечанию одного из гидов, «мышление современного человека мало чем отличается от мышления представителя каменного века – нет такого камня в округе, который ни был бы достоин поклонения!».
Возможно, возрождение культов древних связано с неосознанным стремлением современного человека вступать с окружающим миром в сакральные взаимоотношения.
Аркаим с его потрясающими просторами и необыкновенными людьми учит видеть одухотворенность Солнца, рек, гор, камней, огня. Оставшись наедине с опрокинутой в небо вечностью степи, здесь так легко прийти к cебе…
Текст и фото Лариса Шайгородская
При подготовке
использованы материалы
Трудов музея-заповедника Аркаим
|